От чего зависит наше эстетическое удовольствие во время еды?

От чего зависит наше эстетическое удовольствие во время еды?

«Во время принятия пищи, мы ощущаем
ее всеми органами чувств: зрения,
слуха, осязания»

Чарльз Спенс.

 

Потратив несколько минут больше на украшение вашего завтрака или обеда, вы получите сравнительного больше эстетического удовольствия, а, следовательно, испытаете более яркие вкусовые ощущения от пищи, — утверждает профессор экспериментальной психологии Оксфордского Университета Чарльз Спенс.

На основании проведения многолетних исследований, Ч. Спенс, пришел к выводу о том, что большинство посетителей ресторанов и кафетерий, готовы платить больше, если блюдо на подаваемой им тарелке выложено не только аккуратно, но и красиво.

«Мы часто тратим большое количество времени и усилий на приготовление пищи, и совершенно не уделяем внимания сервировке блюда на тарелке, — говорит Ч. Спейс.— Наше исследование показывает, что красивое оформление еды положительно влияет на восприятие вкуса блюда и наше настроение».

Проводя исследование, профессор попросил 130 человек оценить вкус салата и стейка с жаренным картофелем, поданных в трех разных вариациях. И хотя все ингредиенты были одинаковыми, все же салат, в котором огурцы были нарезаны тонкой соломкой, оценили как самый вкусный. Добровольцы даже сказали, что они готовы заплатить за него в три раза больше, чем за такой же салат, но, который не выглядит столь аппетитно.

Кроме этого, ученый выявил зависимость появления аппетита у человека от визуального восприятия пространства, чем гармоничнее размещены продукты на тарелке, тем сильнее человек чувствует потребность в их поедании. Так стейк с жаренным картофелем показался испытуемым наиболее привлекательным, когда его помещали в центре тарелки, а не с краю и, что удивительно, когда стейк подавали нарезанным ломтиками, а не целым куском.

Другим добровольцам давали пробовать один и тот же сорт виски (у виски более «ровный» вкус, чем у вина). При этом разбили их на три группы и рассадили в разных комнатах. В одной пахло свежескошенной травой и было слышно блеяние овец. Во второй стоял приторный запах крема, а в третьей распылили парфюмерную композицию. Выяснилось: в первой комнате послевкусие от виски было явно травяным, во-второй мужчины говорили о кремовом-пудренном вкусе виски, а в ароматной, по мнению участников эксперимента, виски оставляли после себя вкус цветов и пряностей.

В ходе еще одного эксперимента добровольцам предлагали попробовать фруктовый йогурт из пластиковых, фарфоровых, стеклянных и даже алюминиевых чашек. И каждый раз удовольствие от еды было разным. По окончанию эксперимента напрашивался вывод: оказывается, нашими вкусовыми ощущениями легко манипулировать.

При желании можно легко изменить восприятие человеком того или иного блюда. «Скажем, если предложить мороженое под звуки скворчащего на сковороде бекона и писк цыплят, вы наверняка распробуете в мороженом его яичную составляющую, зато его молочная останется в стороне. Но если будете есть мороженое под мычание коровы и наблюдать, как сливки капают в чашку с кофе, в вас проснется восприятие именно молока. Странно и неожиданно? Зато доказанный факт!», — объяснял Ч. Спенс.

В подтверждении его теории, одном американском заведении был проведен следующий эксперимент: посетителям подавали фирменное блюдо заведения — мороженное с яичницей и беконом. При подаче под звуковое сопровождение из звуков пищащих цыплят и жарящегося бекона посетители сильнее оценивали мясную составляющую блюда, чем сладость шариков мороженого, и наоборот под звуки лирических мелодий вкус мороженного казался более сливочным и нежным.

Этот эксперимент показал, что не только внешний вид еды вызывает аппетит, но и звуки, которые она издает. «Наверняка, все заметили, что если яблоко громко хрустит, оно кажется нам более сочным и ароматным, — отмечает Ч. Спенс.— А волшебные пузырьки в стакане с газировкой так и манят скорее отпить глоточек». Интересно, что, если блюдо совсем «не звучит» непосредственно при его употреблении в пищу, его спасет процесс приготовления.

Если человек слышал, какие аппетитные и громкие звуки еда издавала при варке или обжаривании, то, скорее всего, блюдо пойдет на ура. Этим пользуются многие рестораны, где еду готовят на глазах посетителя. Громкое обжаривание отбивной в шипящем масле или хруст аппетитной корочки на багете непременно сделают свое дело — посетитель посчитает блюдо очень вкусным. Чарльз Спенс считает, что эта взаимосвязь может помочь многим людям снова испытывать радость приема пищи, а тем, кто сидит на строгой диете, выдержать ее до конца.

Наверное, когда люди громко чавкают за обедом, это они просто пытаются сделать еду более вкусной?!